Управление стратегии и бюджета

города Алматы

Аналитическая справка Управления экономики и бюджетного планирования города Алматы по результатам проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков за второе полугодие 2018 года

В соответствии с пунктом 8 Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан от 19 октября 2016 года № 12, в Управлении экономики и бюджетного планирования города Алматы проведен внутренний анализ коррупционных рисков по следующим направлениям:

1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах и правовых актах, затрагивающих деятельность  подразделения;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения.

 

1. Выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах и правовых актах, затрагивающих деятельность структурных подразделений Управления экономики и бюджетного планирования.

Организация и проведение государственных закупок осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» (далее – Закон) и Правилами осуществления государственных закупок, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 (далее – Правила), которые введены в действие с 1 января 2016 года.

Внутренним анализом, проведенным на предмет наличия в Законе и Правилах дискреционных полномочий и норм, установлено следующее: 

1. В соответствии с Законом и Правилами введена в эксплуатацию новая платформа веб-портала государственных закупок Республики Казахстан (адрес: www.goszakup.gov.kz).

Исключительно электронный формат заключения договоров позволил формировать на веб-портале полную и достоверную информацию по закупаемым товарам, работам, услугам и определять их средние закупочные цены. В случае заключения договора по ценам, превышающим установленный диапазон, автоматически срабатывает система управлениями рисками, что является основанием для проведения проверки.

2. Для своевременного проведения государственных закупок внедрен институт предварительного годового плана государственных закупок. Заказчикам предоставлена возможность проводить государственные закупки до утверждения бюджета на основании положительного заключения соответствующей бюджетной комиссии.

3. Для исключения возможности подгонять техническую спецификацию под конкретного поставщика, введен институт предварительного обсуждения, который позволяет потенциальным поставщикам заранее ознакомиться с технической спецификацией и в случае необходимости, оспорить "невыполнимые" условия конкурсной документации. Процедура данного обсуждения проводится открыто посредством веб-портала в течение 10-ти дней.

4. В целях недопущения необоснованного отклонения заявок, Закон содержит следующие нормы: первое, участникам закупок предоставляется возможность взаимного просмотра документов после вскрытия заявок, что позволяет им оценивать обоснованность решений, принятых заказчиками, второе, Законом устанавливается обязанность заказчиков подробно и конкретно описывать причины отклонения заявок, с указанием подтверждающих документов, третье, сокращено количество оснований закупок из одного источника с 68 до 54 (к примеру наиболее часто государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора Управлением экономики и бюджетного планирования города Алматы осуществляются в случаях: 1) приобретения услуг, относящихся к сферам естественных монополий, а также услуг энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии; 2) приобретения товаров, работ, услуг по ценам, тарифам, установленным законодательством Республики Казахстан; 3) приобретения товаров, услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лица, обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг; 4) приобретения однородных товаров, работ, услуг, если годовой объем таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышает стократного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете).

5. Ужесточены требования к закупкам из одного источника. Заказчики должны обосновать необходимость осуществления закупки из одного источника. По итогам таких закупок они обязаны подготовить отчет с обоснованием выбора поставщика и цены заключенного договора, который должен быть размещен на веб-портале.

6. В рамках обеспечения прозрачности процедур, Законом 100% государственных закупок перевелись на электронный формат.

7. При поступлении постановлений правоохранительных органов, при обращении потенциального поставщика, участника конкурса, поставщика с жалобой на действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок либо конкурсной комиссии уполномоченный орган проводит контрольные мероприятия, в том числе камеральный контроль.

Вывод: таким образом, внедрение Модуля цен, электронных договоров и ряда других норм, направленных на упрощение и прозрачность государственных закупок, позволило минимизировать коррупционные риски.

Вместе с тем, право заказчика провести государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора содержит в себе коррупционный риск в части заведомо завышенной заказчиком цены по предварительному сговору с поставщиком.

Управление руководствуется следующими нормативными правовыми актами: Бюджетным кодексом Республики Казахстан, Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 «О системе государственного планирования в РК», законами Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», «О государственно-частном партнерстве», «О концессиях», «О государственном имуществе».

Данными нормативными правовыми актами регулируются: рассмотрение и согласование бюджетных программ администраторов бюджетных программ;  определение объемов трансфертов общего характера; осуществление функций рабочего органа бюджетной комиссии;           разработка прогноза социально-экономического развития, программы развития и мониторинг их реализации; составление проекта бюджета на плановый период с учетом прогноза социально-экономического развития и внесение его на рассмотрение бюджетной комиссии и акимата; прогнозирование поступлений в бюджет с учетом прогноза социально-экономического развития; определение лимитов расходов администраторов бюджетных программ, лимитов на новые инициативы на основе прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Казахстан, и бюджета, приоритетных направлений расходования бюджетных средств, размера дефицита бюджета на плановый период; рассмотрение с учетом результатов анализа исполнения бюджета за отчетный финансовый год и оценки эффективности деятельности государственного органа по управлению бюджетными средствами бюджетных заявок и проектов бюджетных программ администраторов бюджетных программ, по итогам чего, формирование заключения по ним и направление их на рассмотрение бюджетной комиссии; рассмотрение инвестиционных предложений, бюджетных инвестиционных проектов и подготовка экономических заключений по ним; осуществление отбора бюджетных инвестиционных проектов для включения в проект бюджета, бюджетных инвестиций, планируемых посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц и направление заключения на рассмотрение бюджетной комиссии; формирование перечня бюджетных инвестиционных проектов, одобренных бюджетными комиссиями, содержащихся в инвестиционных предложениях, имеющих экономическое заключение; мониторинг, оценка реализации бюджетных инвестиционных проектов и инвестиций; осуществление функций в сфере государственно-частного партнерства и концессий;       определение целесообразности бюджетного кредитования; внесение на рассмотрение маслихата предложения о принятии решений по заимствованию; проведение оценки эффективности (результативности) реализации региональных программ, деятельности исполнительных органов, финансируемых из бюджета и подготовка сводных заключений по всем направлениям оценки;       осуществление анализа штатных расписаний исполнительных органов, финансируемых за счет средств бюджета; координация работы по реализации мероприятия прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны.

Нормативными правовыми актами строго определены функции государственных органов, сроки исполнения, методы проведения операций и ограничения действий, что не позволяет применение иных способов  решения вопросов, кроме как прописанных актами, а следовательно исключает риск совершения коррупционных правонарушений.

 

2. Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Управления экономики и бюджетного планирования города Алматы

Во втором полугодии текущего года в Управлении были проведены внутренние и общие конкурсы среди государственных органов на 4 вакансии, назначены на должность 2 главных специалиста, 2 руководителя отдела. Количество государственных служащих, прошедших обучение по переподготовке и повышению квалификации – 21.  

Также, в целях обеспечения контроля за своевременным представлением в налоговые органы деклараций о доходах и имуществе государственными служащими и их супругами, а также полнотой представляемых в них сведений, предусмотрено ежеквартальное проведение совещаний среди служащих о разъяснении Закона РК «О борьбе с коррупцией». На совещаниях также детально разъясняются все вопросы о декларациях (сроки подачи, правильность заполнения, правовые последствия при несвоевременной подачи декларации и др.) Факты привлечения сотрудников Управления к дисциплинарной или уголовной ответственности за предоставление в декларациях о доходах и имуществе недостоверных сведений и иных коррупционных правонарушений отсутствуют.

Фактов аффилиированности должностных лиц при проведении государственных закупок не выявлено.

Нарушений принятых антикоррупционных ограничений и запретов, установленных для должностных лиц действующим законодательством, нет.

В соответствии с Положением о коммунальном государственном учреждении «Управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития города Алматы», утвержденное постановлением акимата города Алматы от 3 февраля 2015 года № 1/61, функции в сфере лицензирования переданы в вышеназванное Управление, в связи, с чем Управлением больше не оказываются государственные услуги юридическим и физическим лицам.

Постановлением акимата города Алматы от 10 февраля 2015 года № 1/73 были внесены изменения в Положение о КГУ «Управление экономики и бюджетного планирования города Алматы»  в части прекращения реализации Управлением разрешительных и контрольных функций.

Фактов нарушения правил документационного оборота не выявлено. За прошедшее второе полугодие 2018 года Управлением было получено 58 обращений физических и юридических лиц. Юридическими лицами в адрес Управления направлено 27 обращений. От физических лиц принято 31 обращения.